В 2003 году традиционная выставка «AQUARAMA», обычно проходящая в Сингапуре в мае, состоялась в конце октября — начале ноября. Перенос на осень был вызван эпидемией атипичной пневмонии, поразившей Юго-Восточную Азию в первой половине года.

Общая площадь этой крупнейшей в аквариумном мире выставки составила более 10.000 квадратных метров, что примерно на 20% больше, чем в 2001 году. На этой обширной территории разместись экспозиции почти 200 компаний из 23 стран мира. К сожалению, Россия вновь не была представлена на этом форуме. За четыре дня работы выставку посетили более тридцати тысяч человек из 65 стран. Выпи там и российские аквариумисты, которые и предоставили любезно в распоряжение нашей редакции этот материал.

Выставка «AQUARAMA», наряду с Нюрнбергской выставкой, — крупнейшее событие в аквариумном мире. В 2003 году она проходила уже в восьмой раз.

Следующая выставка «AQUARAMA» пройдет с 26 по 29 мая 2005 года. Уже сегодня для участия в ней заявлено более 280 фирм со всего мира.

В китайской аквариумистике в последнее время очень активно развивается направление различных водных миниатюр. Водные бонсаи, газоны, ланшафты ухоженных парков и скверов, имитация веток сакуры на склонах Фудзиямы, японского сада камней в стиле Фэн-Шуй… Все — из живых растений, и все — в миниатюре, в крошечных емкостях от 5 до 20 литров.

Развитие аквариумистики (и зооиндустрии вообще) в Сингапуре идет фантастическими темпами. Только в одном маленьком квартале, где стоял наш отель, я насчитал восемь зоомагазинов, четыре из которых были полностью посвящены аквариумистике, в двух аквариумистика была основным направлением, и только в двух оставшихся аквариумные товары занимали не более 30-40% торговой площади. Больше всего удивило то, что в этих зоомагазинах преобладала продукция не столько азиатского (китайского, малазийского, тайваньского, и т.д.) производства, которой, как казалось бы, должен быть переполнен азиатский рынок, сколько широко известные европейские бренды: аквариумы «Juwel», фильтры «Eheim», корма «Tropical». Во многих магазинах предлагалась продукция «Aqua Medic», «AquaEL», «Sera» и «Tetra». Не-аквариумный ассортимент на 70% покрывался американскими брендами («Hardz», «Penn Plax», и др.). Парадоксально, но зоотовары везутся в Сингапур из Европы, за 10000 километров. Место азиатских фирм на Сингапурском зоорынке намного скромнее. Единственное направление, безальтернативно захваченное там китайцами — это простые стеклянные аквариумы нижнего ценового диапазона и, наоборот, аквариумы сложных форм, с большим количеством радиусов и изгибов — «Jebo», «Bouy», и др.

Сергей Емельянов