Традиционная осенняя международная выставка товаров и услуг для домашних животных «ЗООСФЕРА-2005» в очередной раз состоялась 23-26 ноября 2005 года в Санкт-Петербургском выставочном центре ЛЕНЭКСПО. Напоминаем читателям, что в России это самое крупное мероприятие такого рода, происходит оно ежегодно, а впервые, под названием «Все для Мурзиков и Шариков» оно состоялось четырнадцать лет назад. Как обычно, общая площадь выставки была довольно велика, на нашей памяти она впервые проходила в огромном седьмом павильоне. Схема расположения стендов экспонентов была нетривиальной и немного напоминала лабиринт, причем размещение было весьма плотным. Во всяком случае, на второй и на третий день мы с удивлением обнаруживали все новые и новые стенды, невиданные нами ранее. От всего этого ходить по выставке было интереснее, чем обычно, но не очень удобно.

Судя по всему, пик популярности «ЗООСФЕРЫ» остался позади. Статистические данные это подтверждают. Общее количество участников уменьшилось по сравнению с прошлым годом с более 150 до 140. Площадь экспозиции уменьшилась в похожей пропорции — с 7700 до 7028 м2. Но самое важное — катастрофически упала посещаемость. Если в прошлом году количество посетителей превысило 25 000 человек, то в текущем это число едва дотянуло до 18 000.

К сожалению, к интересующей нас аквариумной тематике все вышесказанное относится в полной мере в квадрате. Очень многие фирмы, постоянно выставлявшиеся на «ЗООСФЕРЕ», в этот раз не выступили. В первую очередь это относится к рыборазводням. Как ни жаль, но это факт, что ни одна российская разводня не имела на выставке своего стенда. Разве что представители таких компаний, как «АкваЭнималз» и «Живой Уголок» присутствовали здесь постоянно, активно общались со старыми и потенциальными клиентами, давали консультации и даже проводили мини-семинары и лекции. По нашим сведениям, возникшая ситуация связана с агрессивной финансовой политикой руководства «ЗООСФЕРОЙ», не давшая каких-то льгот участникам с «живым товаром». На наш взгляд это в корне неправильно, так как большинство рыборазводен это отнюдь не самые богатые структуры зообизнеса, к тому же имеющие массу технических проблем при организации стендов с живыми рыбами и другими животными. С другой стороны, экспонирование рыб и оформленных аквариумов привлекает на выставку массу дополнительных любителей аквариумистов и людей с улицы. По хорошему, такие участники должны иметь огромные скидки, а недополученные средства организаторы выставки могут добрать за счет увеличения числа посетителей.

В снижении активности посетителей явно есть доля вины и самих участников. Господа предприниматели от зооторговли! Оглядитесь вокруг! На дворе давно уже XXI век! Сходите на какую-нибудь непрофильную выставку, например, на автомобильную или компьютерную. Поглядите на современные способы и средства продвижения товаров и услуг на «больших» выставках. Поглядев на зообизнес с этой точки зрения, можно легко понять, что здесь рекламные технологии сохранились с 90-х годов прошлого века. Посмотришь на иной стенд, а он все такой же, что и в прошлом году и в позапрошлом и в позапозапро… Ничего не изменилось. Ну добавилась может пара новых продуктов, но на общем рутинном фоне это абсолютно незаметно. Вплоть до того, что в данный репортаж вполне можно было вставить некоторые фотографии прошлых лет, и ручаемся, никто, включая экспонента, не обратил бы на это внимания. В общем, разочарование некоторых участников и посетителей вполне понятно.

Все дни работы выставки здесь наблюдались различные сопутствующие действа вроде собачьих рингов и конкурсов, катания детей на пони и т.д. К сожалению, к аквариумной сфере все это опять-таки не относится, дополнительных аквариумных семинаров или иных мероприятий нами замечено не было. Особо стоит отметить, что всеобщая истерия в СМИ по поводу птичьего гриппа отразилась и на «ЗООСФЕРЕ»: выставлять живых птиц было запрещено. В связи с этим, например, сильно пострадал стенд Детского зоопарка г. Всеволожск.

Тем не менее, не все так плохо, интересных экспонатов и стендов было достаточно и те, кто по различным причинам не посетил ЗООСФЕРУ могут смело об этом пожалеть. Тем более, выставка это все же не только то, что выставляется, а одновременно, общение с многочисленными коллегами и единомышленниками, многих из которых только на таких мероприятиях и встретишь. И здесь хотелось бы выразить особую благодарность компании «Живой уголок», организовавшей замечательную экскурсию для всех желающих в зоомагазин «Эль Жуфлю» и в свое аквариумное хозяйство, где состоялся теплый вечер дружеского общения аквариумистов. Новые контакты, встречи со старыми друзьями, мимолетные консультации, договоренности о совместных проектах и намерения о дальнейшем сотрудничестве — вот, вне всякого сомнения, главный итог выставки и по этой части текущая «ЗООСФЕРА» преуспела как всегда.

Редакция журнала «AQUA Animals» выражает особую благодарность компании «ГЛАВЗВЕРТОРГ», предоставившей нашему журналу место на своем стенде.

Слава Юдаков

Андрей Клочков